Урожайная нынче выдалась политическая осень — нам в перспективе светят аж два акта прямой демократии. Это так торжественно принято называть референдумы. Первой на этом поприще отметилась группа оппозиционных партий («Латвия на первом месте», «За стабильность», «Сила народной власти», «Суверенная власть», «Слуги народа для Латвии», «Объединение Jaunlatvieši» и партийные союзы Pamats-LV и «Новое согласие»), выступивших с призывом распустить Сейм. А 9 ноября Сейм в окончательном чтении принял пакет законопроектов, вводящих в Латвии институт гражданского партнерства. В этот же день партия «Объединенный список» распространила сообщение для медиа о том, что 34 депутата Сейма (запрос подписали депутаты «Объединенного списка», партии «Латвия на первом месте» и Национального объединения) в соответствии с 72-й статьей Конституции обратились к президенту с просьбой приостановить публикацию закона и передать его на народное голосование. Президент так и поступил, вступление этих законов в силу приостановлено.
Чтобы референдум состоялся, нужно собрать десятую часть голосов всех избирателей
(154 241 подпись). Если такое число подписей не будет собрано — новая редакция закона через два месяца будет опубликована и вступит в силу. То же самое произойдет, если референдум состоится, но не наберет большинства для отмены «партнерских законов». Обратите внимание на нюансы латвийского законодательства: и чтобы остановить неугодный закон, и чтобы распустить Сейм нужно собрать одинаковое число подписей, но за роспуск Сейма подписи можно собирать целый год, а если против какого-то закона — надо успеть всего за месяц! Я уж молчу об общем количестве предварительных подписей (заверенных в установленном порядке!), что делает нынешний закон о проведении референдумов фактически «законом о НЕпроведении». Вот на изменение этого антиреферендумного закона надо бы направить усилия оппозиционных партий. С позиций элементарной логики и реальной демократии для старта всенародного голосования было бы достаточно числа голосов, бывших основанием для преодоления 5% барьера на предыдущих выборах. А уж на референдуме пусть решают все как хотят.
К идее роспуска Сейма отношусь, честно говоря, скептически. Вовсе не потому, что потом изберут «тех же, только в профиль» (хотя и поэтому тоже…), а потому, что длительность подготовки делает процедуру бессмысленной. Судите сами: процесс сбора подписей пройдет до осени 2024 года, потом подготовка и проведение референдума. Значит Сейм (в случае успеха) удастся распустить только в 2025 году. Но… в этом году и так должны пройти очередные выборы парламента! Вся эта суета, получается, только для того, чтобы отправить депутатов в отставку на каких-то полгода раньше обычного срока?
К тому же процесс «все на выход» несправедлив в отношении тех депутатов, которые там пытались честно отрабатывать данные избирателям обещания (не смейтесь, такие депутаты бывают…). Во всяком случае, законы принимает правящее большинство, а оппозиция вынуждена нести солидарную ответственность за то, в чем она не участвовала и чему противодействовала. Почему же тогда роспуск Сейма инициировали именно оппозиционные партии? Потому, что у них есть в этом вполне конкретные интересы. Кто-то не без основания надеется улучшить прошлый результат. Кто-то (тоже не без оснований) — преодолеть злосчастные 5% и попасть-таки в Сейм. Кто-то просто напомнить о себе и всё же попытаться — а вдруг!.. У всех у них теперь будет возможность в течение года пропагандировать свои идеи, делать заявления, давать интервью, участвовать в дискуссиях с универсальной темой роспуска «плохого Сейма». Так что с точки зрения политтехнологий они всё делают правильно. Хотите в этом поучаствовать? Ну, дело хозяйское.
А вот что касается пакета законов о пресловутом «партнерстве», то подписаться за референдум об их отмене я пойду. Хотя шансов собрать полтораста тысяч подписей за месяц (!) очень мало. Но я хочу иметь моральное право сказать потом своим внукам — ребята, я тогда сделал всё, что мог.
Добавить комментарий