Для Латвии январь является не менее патриотическим месяцем, чем ноябрь. 26 января 1921 года Латвия признана de jure.
В этом же месяце, но 70 лет спустя, латвийский народ отстаивает свое право на независимость во время баррикад в Риге. А в 1920 году происходит не менее значимое историческое событие, повлиявшее на ход истории Латвийского государства — освобождение Латгалии от большевиков. Об этом мы поговорили с историком, специалистом Латгальского культурно-исторического музея, профессором
Владиславом Малаховским.
Предыстория
У всего есть своя предыстория. На фоне происходящей Первой мировой войны во многих странах свершаются революции, в том числе и в России. Февральская революция 1917 года, царь отказывается от власти, и пускай на фоне военных событий, но начинают происходить демократические процессы. На территории Латвии начинают формироваться политические партии, латгальцы тоже очень активно принимают участие в этом процессе. Как известно, проходит Латгальский конгресс, во время которого принимают решение, что впредь Латгалия не является частью Витебской губернии, а хочет объединиться с остальными краями Латвии. Первый пункт этого решения гласил, что происходит административное объединение Видземе, Курземе, Земгале и Латгале в одно автономное объединение в составе Российского государства. Мы видим, что на данном этапе ни о какой независимости речь не идет — идея заключается в том, что Россия будет демократической страной, а Латвия — автономная ее часть.
Кардинально ситуация поменялась после того, как к власти пришли большевики во главе с Лениным. В 1918 году провозглашается Латвийское государство, но эта идея пока не находит поддержки народа, территория Латвии оккупирована Красной армией, латвийское же правительство сотрудничает с немцами. В целом в 1917—1919 годы на территории Латвии происходит сплошная сумятица — здесь находятся представители различных армий — не только русские и немцы, но даже китайцы.
На территорию Латвии претендуют как Россия, так и Германия, в свою очередь, страны-победительницы, Франция и Англия, не были против того, что в Восточной Европе появятся новые независимые государства (кроме Латвии, это и Эстония, Литва, Финляндия). Однако Латвия не была признана de jure, то есть она не была признана остальными странами как самостоятельное государство. Произошло это лишь 26 января 1921 года. Здесь важен следующий фактор — все ждали, что будет с Россией, где происходила Гражданская война. В конце 1920 года было понятно, что у власти всё же останутся большевики. Латвии свою независимость надо было еще отвоевать.
Уже через месяц после провозглашения независимости Латвии Советская Россия, нарушив подписанный с немцами Брест-Литовский мирный договор, вторгается на территорию Латвии. Фактически немцы остаются только в Курземе. В Риге же создается советское правительство во главе с адвокатом Петерисом Стучкой. В 1919 году Латвийской армии вместе с эстонскими войсками в Цесисских боях удается победить немецкую армию и подписать Страздумуйжское перемирие, в результате которого немцы обязуются покинуть территорию страны. Части немецких земессаргов (ландесвера) переходят в Латвийскую армию, и вместе они прогоняют советское правительство. Большевики закрепляются в Латгалии. На конец 1919-го начало 1920 года латвийская территория контролируется тремя армиями — латышской, немецкой и русской, и существует три правительства: немецкое — во главе с Андриевсом Ниедрой, советское в Резекне со Стучкой во главе и латвийское временное во главе с Карлисом Улманисом. На левом же берегу Даугавы территорию контролирует польско-литовская армия.
Освобождение Латгалии
Правительство Латвийской Советской Социалистической Республики во главе с Петерисом Стучкой, находившееся в Резекне, было лишь наполовину самостоятельным — все решения принимались в Москве в контексте идеи объединения всех коммунистов и всемирной революции. Армия правительства Стучки была ликвидирована, и на смену ей пришла уже Советская армия, большая по численности и лучше экипированная.
Было понятно, что в борьбе с Красной армией у Латвийской практически нет шансов, она только формировалась, была хуже экипирована, было понятно, что нужны союзники. Эстонцы помогли в Цесисских боях, но они начали мирные переговоры с Красной армией. С литовцами были разногласия, поскольку те считали Даугавпилс своим, еще были поляки, которые особых притязаний на территорию Латвии не имели. В ходе переговоров с Польшей было подписано тайное соглашение, в котором указывалось, что в борьбе с Красной армией в Латгалии примут участие около 30 000 польских солдат. Разные источники указывают, что в реальности их было от 10 до 15 000. Генерал Петерис Радзиньш позже писал, что освобождение Латгалии было намного важнее, чем победа над Бермондтом, поскольку на этот раз борьба была против Советской России, а не отдельной армии.
У поляков были танки, бронепоезда, что сыграло немалую роль и в освобождении Резекне. В освобождении Латгалии принимали участие две дивизии, Латгальский партизанский полк, ландесвер и польская армия.
Бои за освобождение Латгалии разворачивались на фоне суровой зимы, к тому же в Латгалии была эпидемия тифа, и солдат нельзя было расположить в населенных пунктах, в тепле, что усугубляло ситуацию. Нужно было спешить, чтобы к большевикам не пришла подмога — части Красной армии, находившиеся в Эстонии. Наступление было назначено на 3 января 1920 года, и польские войска освободили Даугавпилс и округу. День за днем Латвийская армия продвигалась вперед, и 11 января уже начались переговоры с Советской армией о перемирии, Резекне был освобожден 20 января.
Освобождение Резекне было поручено Курземской дивизии, в составе которой был 3-й Елгавский пехотный полк, 9-й Резекненский пехотный полк, немецкие подразделения, Вентспилсский пехотный полк — итого около 6000 солдат. Примерно столько же было у Красной армии, однако она была лучше экипирована, было больше артиллерии. План подразумевал занять Резекне за 2 дня, 20 и 21 января. План генерала Петериса Радзиньша подразумевал, рано утром немцы должны были взорвать железную дорогу в 5 километрах от Резекне, чтобы бронепоезда не достигли города, и в 6.30 утра, соединившись с остальными силами Латвийской армии, начать наступление.
Что вышло по факту? Командир немецкого ландесвера, англичанин Харальд Александр, не согласовав со штабом Курземской дивизии, отдал приказ вторгнуться в город с самого утра. Произошла битва в районе Резекне-2, в которой красноармейцы бежали, и 2-й Резекненский пехотный полк подошел с запада только к 12 дня. В принципе, освобождение города было завершено. Однако Лудза была освобождена лишь 26 января, предположительно из-за суровых погодных условий, температура достигала минус 30 градусов. Затем был освобожден Зилупе, и фактически в начале февраля было заключено перемирие.
До сих пор вопрос о том, кто же освободил Резекне, остается риторическим. Почему Александр не подчинился приказу? Здесь есть и тактический момент — всё же было очень рискованно обходить город, можно было попасть под обстрел, поэтому решили штурмовать. Например, в межвоенный период латвийские историки вменяют ландесверу неповиновение приказу, а лавры присуждаются 2-му Вентспилсскому пехотному полку. Резекне освободила латвийская армия — это однозначно, ведь немецкие земессарги были в ее составе.
Светлана Шилова
Добавить комментарий