Одним из направлений плана по борьбе с теневой экономикой на 2024—2027 годы является ограничение оборота наличных денег, в частности, путем введения требования к коммерческим учреждениям ежеквартально отчитываться перед Службой государственных доходов (СГД) о внесении и снятии наличных денег в банкоматах и отделениях банков.
При чем здесь теневая экономика? Ну, там ученые-экономисты что-то исследовали и определили. Я не ученый-экономист, но знаю две категории людей, снимающих наличные со счета, как только таковые на него поступают. Это те, кто живут от зарплаты до зарплаты и от пенсии до пенсии, и те, кто не очень доверяет финансовым учреждениям и предпочитает проверенный «Земес ун Стиклу банка»… Тем не менее, надо признать, что наличка действительно является характерной чертой пресловутой «тени». Но есть один нюанс.
Если вы думаете, что теневая экономика — это какой-то там брутальный криминал и наркомафия, то нет. В понимании либерал-экономистов — это, в том числе, ситуация, при которой вы просите дядю Петерса привезти вам дровишки на его тракторе. И просто даете ему за это 30 евриков. В их понимании это нарушение закона. Вы должны были заключить договор с лицензированной транспортной фирмой (или дядя Петерс должен был оформить свою деятельность соответствующим образом) и платить налоги. И совершенно не важно, что дрова из леса, который находится в вашей собственности, а дядя Петерс купил трактор за свои деньги (и солярку тоже), и все вы с ним УЖЕ заплатили массу налогов — за землю под лесом, за порубочный билет, транспортный налог, акциз на солярку, неважно, государство хочет от вас еще. Государству нужно много денег! Потому что очередной кариньш тоже захочет летать на частных самолетах, почтовые чиновники — проводить корпоративчики за сотни тысяч, а «национальная» авиакомпания — покрывать убытки на сотни миллионов. И задавать вопросы о том, не треснет ли что-то у власть имущих, бесполезно.
Планы СГД вызвали предсказуемую негативную реакцию, и ее новая руководительница Байба Шмите-Роке в интервью программе Латвийского телевидения «Утренняя панорама» поспешила успокоить общественность. По ее словам, СГД не заинтересована во вкладах каждого жителя Латвии, а только в нелогичных случаях, когда человек, не имеющий официальных доходов, вдруг вносит крупную сумму на депозит.
Лукавит г-жа Шмите-Роке, латвийская налоговая система устроена так, что увернуться от уплаты налогов не только крайне сложно (что, в принципе, правильно…), но еще и приходится платить их (см. пример выше) многократно за одно и то же. А что касается «нелогичных случаев», то и раньше таких вкладчиков моментально «брали на карандаш», объявлять об этом, как о каком-то нововведении, довольно странно. И уж тем более непонятно, почему под подозрением должны оказываться люди, снимающие со счета СВОИ деньги!
На самом деле требования по ограничению наличных денег — это отнюдь не латвийская инициатива, и связана она не только и не столько с борьбой с теневой экономикой и криминальными финансовыми операциями. Так же, как недавняя борьба с оффшорами, в результате которой раздербанили несколько латвийских банков, никак не затронула англоязычные райские острова и американские штаты, десятилетиями промышляющие этим непыльным бизнесом. Так и здесь, речь идет прежде всего об ужесточении контроля над финансами всего населения с далеко идущими планами и последствиями.
Добавить комментарий