Арвидс Эгле — живописец, влюбленный в Резекне

Мы продолжаем рассказывать об интересных личностях, судьбы которых были связаны с Резекне и Латгалией.
В этом номере расскажем о художнике Арвиде Эгле, благодаря картинам которого мы можем увидеть город таким, каким он был
в 30-е годы прошлого столетия. Некоторые виды Резекне сохранились лишь на картинах Эгле и других живописцев, входивших
в Резекненское общество художников, потому что бомбардировка в 1944 году стала судьбоносной для города, уничтожив большую его часть.

В поисках дома
Пожалуй, никто так не изображал Резекне и его окрестности, как художник Арвидс Эгле, ученик Франциска Варславана и один из живописцев, входивших в Резекненское общество художников. Например, на одной из выставок резекненских художников в 1936 году Эгле выставил целых пять картин под названием «Резекненский пейзаж». Интересно, что Резекне не был родиной А. Эгле, но по стечению обстоятельств город стал для него судьбоносным как в жизни, так и в искусстве.
Арвидс Эгле родился 3 апреля 1905 года в Земгале, в семье слуг Индрика и Лины пастората Лиелсесавской волости Добельского уезда. Когда Арвидс появился на свет, в семье уже был один ребенок — восьмилетний Эдуард. Позже брат сыграет очень большую роль в становлении Арвида Эгле как художника. В 1911 году семья перебирается в Слоку, отец работает в ближайшей каменоломне, позже на Балтийской целлюлозной фабрике. Брат Эдуард очень красиво рисовал, особенно ему удавались лошади, Арвид очень любил наблюдать, как старший брат рисует, и сам брался за карандаш. Так же хорошо у него не получалось, он злился и собирался во что бы то ни стало однажды всё же нарисовать так же красиво, как это получалось у брата. В 1914 году происходит трагедия — Эдуард тонет. Этот трагический случай очень сильно врезался в память будущего живописца. Только потом он полностью осознает всё произошедшее и напишет: «В том, что я стал художником, «виноват» и мой брат. Тогда я этого не понимал, только позже пришел к такому заключению».
С приближением военного фронта Эгле наравне с другими семьями покинули свой дом и стали беженцами. Так их путь привел в Резекне. Отец, выйдя из поезда, увидел красивое место у реки: «Рожь растет, хлеб будет, с голоду мы не умрем», он хотел, чтобы семья осталась жить в Юшской усадьбе недалеко от города. Отец сначала занимался сельскими работами, затем нашел работу на железнодорожной станции.

Резекне навсегда
В Резекне А. Эгле заканчивает основную школу и гимназию, в гимназии играет в аматерском театре, рисует в школьном журнале, играет в школьном оркестре. Там же он знакомится со своей будущей женой — Викторией Жагаре, которая позже станет моделью многих написанных им портретов. По окончании гимназии Эгле, воодушевленный наставником — художником Вильгельмом Пурвитисом, поступает в Академию художеств, где учится 6 лет. Каждое лето приезжает в Резекне, много пишет и в 1932 году возвращается в город навсегда, где и живет до 1944 года. «После бомбардировки Резекне я потерял всю свою жизнь», — признается А. Эгле. В этом году он покинет город навсегда, сам того не зная. На тот момент ни он, ни его жена не хотят мириться с мыслью, что больше никогда не вернутся обратно. В мае 1944-го от менингита умирает дочь художника, но в июне на свет появляется сын. В жизни и творчестве художника начинается рижский период.
Неотделимо от всей Латвии и Европы, художник принимает участие во всех выставках Фонда культуры, с 1936 года в том числе и в зарубежных. Но именно в резекненский период была создана классика работ Эгле, его золотой фонд.
«Многосторонний талант Арвида Эгле проявляется в его пейзажах, бытовых зарисовках, натюрмортах, портретах. Он является одним из выдающихся, может, даже самым выдающимся живописцем Латгалии и Резекне, в частности. За многие годы творчества он отточил свою технику, опыт живописца, несмотря на это, в своих лучших работах 30-х годов он старается сохранить свежесть взгляда, избегая рутины. Применяя знания и впечатления, полученные во время поездки в Париж в 1937 году, он создал свой образ отображения реальности, подчинив игру светотени и арабесок площадей полотна колористическому сочетанию», — пишет в своей монографии «Искусство Латвии» историк искусства Янис Силиньш.
У голландских художников Эгле научился, как мелкие части картины наполнить содержанием без излишнего анекдотизма и иллюстрированности, рассказывать об окраинах латгальских городов, женщинах с козами, примитивных будочках, на которых видны вывески какого-нибудь портного или сапожника. Всё это создано с художественной сдержанностью, ненавязчиво в выстроенном композиционном устройстве и цветовом равновесии. То же самое можно сказать о реалистически бытовых сценах, где не только люди, но и предметы — горшки, лежащие на земле или соломе, доски, старые двери, стол — являются индивидуальными явлениями со своим ходом и жизненным повествованием. Смотря на картины Эгле сейчас, можно увидеть не только их художественную ценность, но и большое культурно-историческое значение. Работ, посвященных Резекне 30-х годов прошлого века, у художника было много, но не многие из них сохранились.
Резекненский период был для художника главным временем исполнения желаний и задумок. В фрагментах своих воспоминаний Эгле в 1964 году также говорит о том, что хоть местная власть и не столь отзывчива, не хватает материалов, но задор молодости, способность не обращать внимание на мелочи и побеждать — были главными.
Особенно крепкие узы дружбы связывали Эгле с Франциском Варславаном и Виталием Калваном. Город привык к этой практически неразлучной троице — вместе они отправлялись писать свои картины, они же собирались в кабачке у подножья развалин замка и спорили о нюансах искусства. Возможно, восприятие Латгалии Варславаном и Эгле в некоторых нюансах было различным, но все трое были прекрасными колористами. То, что Эгле был воспитан в лютеранской традиции и он же писал алтарную картину для Резекненской лютеранской церкви, а Варславанс для католической капеллы, не было преградой для их общего восприятия искусства и мира, поскольку ни один из них не являлся религиозным фанатиком.

Простой и сдержанный мастер
Брат Франциска Варславана, режиссер Антон Варславанс, в своих воспоминаниях рассказывает об Арвиде Эгле следующее: «По натуре Эгле был спокойным, замкнутым человеком, внутренне сконцентрированным. Но в кругу друзей блистал остроумием. В повседневности ничто не проходило мимо него — ни трагическое, ни комическое. С завидной точностью он мог воспроизвести или спародировать увиденное. У него был не только зоркий глаз художника, но и музыкальный слух. Он играл на мандолине, гитаре, скрипке. Любовь к игре на скрипке сопровождала его всю жизнь».
Эту простоту и сдержанность Эгле сохранил даже тогда, когда был уже известным за пределами Резекне. Был известен участием в Муксальской группе, выставке художников Земгальского края в Елгаве (1937), совместных выставках в Риге и за границей, во всех выставках Фонда искусства, а также полученным вторым местом в конкурсе стипендий Римского фонда (1935), путешествием в Париж и Германию. Его работы были по достоинству оценены историком искусства Я. Силиньшем и художником Я. Бине. Во время участия в Парижской выставке в 1939 году художник Александр Бенуа отметил стилистическую уникальность его работ и мастерство исполнения.
Его современник А. Эмсиньш пишет, что «Эгле был тихим и скромным человеком, и одновременно владел острым взглядом и имел наблюдательские способности. У него было хорошее чувство юмора. Он всегда был вежливым. Понимающий и очень нежный, что он не любил демонстрировать».
«Я познакомилась с Арвидом Эгле в Академии художеств, — пишет доцент Академии Расма Лаце. — По сравнению с другими — динамичными, беспокойными, вечно суетящимися — Эгле был сконцентрирован, в рабочее время почти всегда в Академии. Только понемногу, видя его почти каждый день, открылась вся глубина его личности, также — безмятежность и незащищенность его души, которую он пытался прятать в своем искусстве. При помощи своеобразия, стабильного мастерства и богатого содержания».
Сам Арвидс Эгле, вспоминая время, когда он жил в Резекне, писал: «О, да! Это было лучшее время в моей жизни! Было всё — здоровье, сила, возможности, замечательные друзья. Хорошая квартира. Гостеприимный город и красивая природа. Всё, что необходимо для нормальной человеческой жизни».
За два года до смерти художника, в 1975 году, в Резекненском краеведческом музее (сейчас Латгальский культурно-исторический музей) проходит большая персональная выставка работ Арвида Эгле. В этом же году музей получает в подарок 61 картину художника. Всего в коллекции музея находится 64 работы, 23 из них составляют часть экспозиции «Латгальское искусство». В этих работах Эгле проявляется как нюансированный пейзажист, мастер портрета и фигуративной композиции, предоставляя зрителю особенную возможность увидеть Резекне
30-х годов 20-го века.

Фото: хранилище Латгальского культурно-исторического музея



Опубликовано

в

Автор

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читать еще


Архив по номерам

Nr1-2024 Nr3-2024 Nr4-2024 Nr6-2024 Nr7-2024 Nr8-2024 Nr9-2024 Nr10-2024 Nr13-2024 Nr15-2024 Nr17-2024 Nr19-2024 Nr20-2024 Nr22-2024 Nr24-2024 Nr26-2024 Nr27-2024 Nr28-2024 Nr29-2024 Nr31-2024 Nr32-2024 Nr34-2024 Nr35-2024 Nr36-2024 Nr37-2024 Nr38-2024 Nr39-2023 Nr39-2024 Nr40-2023 Nr40-2024 Nr41-2023 Nr41-2024 Nr42-2024 Nr43-2024 Nr44-2024 Nr45-2023 Nr45-2024 Nr46-2023 Nr46-2024 Nr47-2023 Nr47-2024 Nr48-2023 Nr48-2024 Nr49-2023 Nr52-2023

Список рубрик

Свяжитесь с нами


Please verify.
Validation complete :)
Validation failed :(
 
Cпасибо за ваше сообщение. В ближайшее время мы свяжемся с вами!