Путь света Яниса Глейзда

В этом году уроженцу села Роговка Резекненского края, фотографу Янису Глейзду, известному не только в пределах своей маленькой родины — Латгалии, но и в других странах мира, исполнилось бы 100 лет. Человек с уникальной судьбой, мастер черно-белой фотографии, создатель неповторимых актов, который привнес в этот жанр видение красоты обнаженного женского тела без приземленной эротики. Работы знаменитого фотографа можно посмотреть в Латгальском посольстве «ГОРС» на выставке GAISMA.punkts до 19 мая, в свою очередь
в Латгальском культурно-историческом музее рассказ о Янисе Глейзде составляет часть экспозиции «Резекне в водовороте веков».

Жизнь «до»
Янис Глейздс родился 7 мая 1924 года в семье крестьянина Антона Глейзда в деревне Вецгайлуми Макашанской волости Резекненского уезда. Отец был владельцем хозяйства на 14 гектарах земли и известным в Роговке столяром. Янис окончил школу в Роговке, затем Резекненскую техническую школу и получил профессию слесаря. В 1943 году будущий фотограф получил приказ явиться в призывной пункт, чтобы отправиться на фронт в составе Латышского легиона. Он только достиг совершеннолетия и даже не успел закончить практику в училище. Вместе с другими земляками в составе легиона Глейздс принимал участие в боях в Курземском котле, откуда ему посчастливилось вернуться живым. «Война шла к концу, легионеры отступали, в их составе и латыши. Вместе с другими Янис оказался в Курземском котле, где творился хаос. Дисциплина в немецких войсках дала трещину. И несколько латгальских парней, воспользовавшись ситуацией, однажды ночью дезертировали. Где-то они нашли гражданскую одежду и пошли в наемные рабочие к земгальским хозяевам», — пишет журналист Дайнис Иванс в своей книге Mednieka smaids, посвященной жизни и творчеству Я. Глейзда.
Сам же Глейздс в своей автобиографии 1986 года напишет: «Я оставил работу в вагонном парке Резекненской железнодорожной станции, где работал слесарем, приехал в деревню и, меняя места проживания, прятался, чтобы не идти в армию фашистов». Когда Красная армия частично освободила территорию Советской Латвии, 20 августа 1944 года я явился в военный комиссариат Елгавского уезда, где меня признали годным для военной службы и зачислили в Красную армию как солдата
43-й Латвийской гвардейской дивизии». Эта не совсем правдивая история помогла семье Яниса Глейзда избежать ссылки в Сибирь, поскольку по удачному стечению обстоятельств, никто так и не узнал, что он служил в немецкой армии.
В отчий дом Янис вернулся в 1947 году после демобилизации и какое-то время работал в селе Гайлуми писарем. В 1948 году он хотел начать учебу в Сельскохозяйственном техникуме в Айзпуте, но судьба распорядилась иначе. Я. Глейздс стал инвалидом, потеряв ладони и пальцы ног в результате обморожения.
«В свое время в советской прессе были озвучены разные причины обморожения конечностей, — пишет Д. Иванс. — Некоторые журналисты писали, что это результат разгульного образа жизни, другие — отравления, третьи утверждали, что это была неудачная прогулка суровой зимой. Ровесница Яниса, его соседка в молодые годы Бронислава вспоминает, что той зимой молодой человек упал в обморок, заснул и получил обморожение. Причиной тому стала лихорадка, которой он переболел, когда служил в немецком легионе. Так якобы рассказывал его отец Антон».
Хирург, профессор Виктор Калнберзс, который десятки лет знал Яниса как фотографа Научно-исследовательского института травматологии и ортопедии, вспоминает: «Если бы с ним не случилось несчастье, может, творческие мечты и не воплотились в явь, и он не нашел бы себя в фотографии. Он бы остался там, где был — был бы работником железной дороги, сельхозрабочим. Может, просто разгильдяем. Физический недостаток развивает латентные способности, и иногда счастье находится в несчастье. Я восхищаюсь его способностью с улыбкой переносить физические страдания. Я не оцениваю его как художника, насколько он выдающийся или нет, но понимаю, что желание преодолеть физические страдания повлияло и на его сознание».
Жизнь «после»
После операции и долгого восстановления молодой человек не сдался, благодаря природному упрямству и огромному желанию жить. «Янис собирался в Ригу, чтобы заказать себе протезы рук. В поликлинике, в которую он обратился с этой целью, главврачом работала жена хирурга Рижского института травматологии и ортопедии профессора Сергея Лишневского. Осмотрев пациента, она спросила, хочет ли он просто хорошо выглядеть или также что-то еще и делать».
В то время Сергей Лишневский являлся лучшим специалистом по разделению конечностей, и из оставшейся части руки он создавал некое подобие двух пальцев, при помощи которых человек мог сам себя обслуживать и совершать несложные действия. Конечно же, не было никаких гарантий, что подобную «конструкцию» удастся создать и она будет «работать», и тем не менее. После многочисленных операций Янис получил новые «пальцы». Они не были столь чувствительны, как настоящие, но, тем не менее, молодой человек научился ими управлять и использовать возможности, предоставленные новым телом. На тот момент ему было всего 24 года.
Я. Глейздс начал рисовать, рисовал по памяти, срисовывал фотографии. Рисованием он зарабатывал на жизнь. Директор института, заметив талант молодого человека, предложил ему должность художника-оформителя. За работу он получал 360 рублей. Пенсию по инвалидности Янис получать не мог, поскольку по законам того времени она полагалась лишь тем, кто отработал на госслужбе хотя бы 10 лет. В институте он проработал с 1952 по 1994 год — сначала художником, затем фотографом.
«Карандаш Янис взял в руки, когда они были еще забинтованы, — вспоминает супруга фотохудожника Аннеле Глейзда, — рядом в палате лежал художник, он дал ему бумагу. Доктора видели, что у него хорошо получатся, и предложили ему остаться в институте. Вместе с кочегаром Роландом им отвели небольшую комнатку величиной в семь квадратных метров и Яниса взяли художником. Он пытался поступить в художественную школу имени Розенталя, но из-за физического дефекта мог быть только свободным слушателем.
Немного забегая вперед, скажу, что свой первый зарубежный фотоаппарат Янис приобрел только в 1978 году. С Канарских островов пришло известие о том, что за свои работы он получил награду — 25 000 песет. Если бы деньги «шли» через Москву, то мы получили бы рублей 50, но на помощь пришел знакомый ученый, который находился на тот момент за границей и смог их выбрать».
Фотографирую — значит, живу
Фотография как способ запечатлеть реальность, людей, их эмоции очень увлекала Яниса. Однажды на кладбище, которое находилось за институтом, он увидел фотографа, у которого не было одной руки до локтя, а вторая была похожа на его собственные. Это придало ему еще больше уверенности в том, что он не только хочет, но и может заниматься фотографией. Свой первый фотоаппарат «Любитель» он приобрел в 1950 году, тогда же, увидев на одном из домов на улице Бривибас объявление о полугодовых фотокурсах, прошел обучение и получил удостоверение фотографа с квалификацией четвертой степени.
В 1957 году Янис Глейздс принял участие в своей первой выставке фотографий в Риге. С 1962 года он являлся членом фотоклуба «Рига», а также членом правления Союза фотохудожников Риги. Первый диплом за художественную фотографию он получил в 1964 году. «В целом у меня 600 дипломов со всех континентов мира, в том числе и Антарктиды, за годы жизни я принял участие в 800 выставках, из которых 120 были под патронажем Международной федерации фотоискусства (FIAP). Первые международные золотые медали я получил в 1969 году в Румынии, сейчас у меня 170 медалей — из них 37 золотых, 33 серебряных и 29 бронзовых. Еще 99 различных памятных медалей. Я получил 28 высоких наград, 18 кубков и множество других призов. Три года подряд — в 1983, в 1984 и 1985 годах меня приглашали в Бельгию, где я принимал участие в выставке наравне с 30 известными мировыми фотографами. Я входил в первую десятку и получил Grand Prix, бронзовую медаль и диплом за лучшую коллекцию из десяти работ. Во Франции в 1984, 1986 и 1988 годах я был награжден золотой медалью FIAP, спецпризом и дипломом», — вспоминает Я. Глейздс.
В 1979 фотограф становится художником Международной федерации искусства (AFIAP). А в 1985 году его включают в Швейцарскую интернациональную энциклопедию фотоискусства. В 1988 году художнику присуждается почетный титул excellence Международной федерации фотоискусства, годом позже Глейздс — лауреат премии Буцлера (прим. авт. — премия в честь основоположника латвийского фотоискусства Мартиньша Буцлера, которую Общество латвийского фотоискусства присуждало раз в год с 1987 по 1997 год). В 1995 году президент Латвии Гунтис Улманис вручил Глейзду орден Трех звезд.
«В конце 1998 года в свет вышел мой долгожданный альбом художественных фотографий «Отражение света». Этот альбом как подтверждение уважения и благодарности я посвятил своей спутнице жизни — жене Аннеле Глейзде. В моей жизни она дала мне всё, ничего не прося взамен. Благодаря ее любви и доброте, ее самозабвенной силе и самоотверженности я смог воплотить в жизнь свою мечту. Я должен сказать большое спасибо Аннеле за каждый удачный и не очень рабочий день. Она была рядом во время создания всех моих работ — своей выдержкой, силой, смелостью и энергией, своею бесконечной любовью».
Альбом фотографий «Отражение света» — это квинтэссенция мастерства Глейзда, акты (изображение обнаженного тела), вошедшие в издание и созданные в технике изохелии (как и многие другие работы фотографа), — это совсем другой взгляд на женское тело и его красоту.
«До, впрочем, как и после Глейзда в латвийском фотоискусстве никто не смотрел на обнаженную женщину как сказочный и практически неприкасаемый образ. В интерпретации других фотографов женщина всегда была по-человечески приземленной, на нее смотрели более «телесно» и цинично», — пишет Д. Иванс. Сам же фотохудожник признавался, что «женщины в моем творчестве занимают особое место. Женщина — это шедевр, созданный самой природой, в ней очень органично сочетается внутренняя и внешняя красота. Женщина — это источник любви, хранительница и созидательница жизни. Своей фотографией мне хочется петь женщине гимн славы. В противовес всему женственному я фотографирую мотоспорт, который привлекает меня своей динамикой, мужской силой и отношением человека и техники».

Фото из хранилища Латгальского культурно-исторического музея



Опубликовано

в

Автор

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читать еще


Архив по номерам

Nr1-2024 Nr3-2024 Nr4-2024 Nr6-2024 Nr7-2024 Nr8-2024 Nr9-2024 Nr10-2024 Nr13-2024 Nr15-2024 Nr17-2024 Nr19-2024 Nr20-2024 Nr22-2024 Nr24-2024 Nr26-2024 Nr27-2024 Nr28-2024 Nr29-2024 Nr31-2024 Nr32-2024 Nr34-2024 Nr35-2024 Nr36-2024 Nr37-2024 Nr38-2024 Nr39-2023 Nr39-2024 Nr40-2023 Nr40-2024 Nr41-2023 Nr41-2024 Nr42-2024 Nr43-2024 Nr44-2024 Nr45-2023 Nr45-2024 Nr46-2023 Nr46-2024 Nr47-2023 Nr47-2024 Nr48-2023 Nr48-2024 Nr49-2023 Nr52-2023

Список рубрик

Свяжитесь с нами


Please verify.
Validation complete :)
Validation failed :(
 
Cпасибо за ваше сообщение. В ближайшее время мы свяжемся с вами!