Август для новейшей истории России – месяц нервный. Были, конечно, проблемы и в июне, и октябре, но вот в августе всё как-то уж очень концентрированно, просто какой-то календарный рок. Хотя на первый взгляд ничего особо драматического на фоне вполне масштабных военных действий последних лет на Украине, не произошло. Так, случился локальный прорыв фронта, который на данный момент уже остановлен. Временно исполняющий обязанности губернатора Курской области Алексей Смирнов официально сообщил, что под оккупацией Украины оказалось 28 населенных пунктов, в которых проживает 2 тысячи человек. Об их судьбе ему ничего неизвестно. Глубина проникновения украинских войск — 12 км, ширина 40 км.
В реальности, похоже, намного больше, однако, дело не в километрах. Впервые со времен Второй мировой войны регулярная армия юридически иностранного государства заняла юридически бесспорную территорию России. Именно этот факт отвечает на вопрос о целях этой, во многом авантюрной операции украинской армии. В чисто военном аспекте бросать в бой немногочисленные резервы профессионально подготовленных солдат с хорошим вооружением ради занятия нескольких сельских районов смысла нет никакого. Слишком велик риск их потерять, поскольку российская авиация господствует в воздухе. Конечно, цель захвата Курской АЭС или хотя бы создания позиций вблизи нее могла быть обозначена в качестве задачи-максимум, но это разве что в ситуации «если фантастически повезет». А пока Украина даже не ввела в прорыв второй эшелон и не демонстрирует решимости двигаться дальше.
Другое дело, что первые два дня операции напоминали ситуацию под Харьковом осенью 2022 года, только масштаб поменьше. А когда генералы докладывают наверх про «группы диверсантов, которых уже выдавливают», в то время как десятитысячная войсковая группировка уже прошла на 20 километров вглубь, это на суровом военном языке называется потерей управления. Всё остальное уже из области психологии: подъем духа своих, упавшего на фоне военных неудач, деморализация противника, демонстрация решимости и умения своим союзникам. И президент Украины, и чиновники его администрации уже высказались о таких целях вполне откровенно.
Достаточно очевидно, что Россия, собрав необходимые силы, будет выбивать прорвавшиеся украинские войска, это вопрос элементарного государственного престижа. Не факт, что это будет легко, но дело даже не в этом. Дело в том, что теперь это придется делать, превращая в груды щебня СВОИ города и поселки, и по дорогам вглубь страны уже движутся десятки тысяч не украинских, а российских беженцев. Это очень сильно ломает так тщательно охраняемую российскими властями ситуацию «небольшой военной операции где-то там далеко, в основном в телевизоре». И даже у вполне патриотичных граждан возникают вопросы «Что это за?!..».
Это у патриотичных. А вот один из самых богатых миллиардеров России Олег Дерипаска, всегда подчеркнуто державшийся в стороне от политики, вдруг обрушился с критикой расходов страны на оборону и назвал боевые действия на Украине «безумием». Свои слова он закончил тем, что призвал к немедленному и безоговорочному прекращению огня. Об этом миллиардер заявил Nikkei Asia, когда был в статусе официального представителя от России на заседании совета АТЭС в Японии.
Еще один момент, на который обратили внимание иностранные военные обозреватели, не согласные с определением действий Украины как «операции отчаяния». Они предлагают рассмотреть ее как РЕПЕТИЦИЮ. На будущее. Ведь операция показала, что граница РФ с государством, с которым третий год идет война, не оборудована укреплениями и не прикрыта необходимым количеством войск. Причиной этого может быть или некая закулисная договоренность («тут воюем, тут не воюем»), или воровство чиновников и серьезная нехватка войск. В таком случае украинский «курский поход» эту ситуацию вскрыл и всем продемонстрировал. Что тоже можно считать одной из задач этой операции. Причем задачей УЖЕ успешно решенной, вне зависимости от результата боев на этом участке. Потому что Россия — страна с самой протяженной в мире границей и огромной территорией, которую никак не прикрыть маленькой контрактной армией. А будоражить народ новой мобилизацией и огорчать миллиардеров военными расходами Кремль по прежнему не желает.
Добавить комментарий