В нашей благословенной стране опять бурление общественного недовольства — неладное что-то обнаружилось в гордости нашей крылатой авиакомпании airBaltic. Нет, то, что у компании, несмотря на успешные полеты во многие страны мира, никак «не взлетит» важнейший показатель деятельности любого предприятия — прибыль, давно было известно. Поэтому, чтобы гордость вообще не сложила красивые салатового цвета крылышки, ее регулярно подкармливали из бюджета. Так бы оно, может быть, и дальше шло бы, невзирая на некоторое раздражение упомянутой общественности непомерными окладами нелетающего руководства во главе с выписанным из-за границы чудо-менеджером, но государство ныне вошло в режим экономии.
В этом режиме стабильно убыточная госкомпания правительство стала откровенно тяготить, и оно решилось на радикальные меры. Как известно, любимый фетиш либерально-рыночных экономистов — это приватизация. После которой убыточное госпредприятие должно восстать из пепла и пышно расцвести. Ну, они так считают. Поначалу «болтик» вроде бы хотели выставить на бирже, продавая акции (доли собственности) всем желающим. Но что-то не получилось, то ли прикинули, что столько желающих не найдется, то ли нашелся один потенциальный покупатель с деньгами, которому совсем неинтересно потом возиться с толпой мелких владельцев акций. Причем продажа акций может затянуться, а деньги нужны срочно, потому что пришло время отдавать кредит, взятый airBaltic еще и у коммерческих банков. Сумма там вроде бы порядка 300 млн евро.
Предполагаемую сделку на всякий случай засекретили, что вызвало у той же общественности подозрения в очередной афере. Хотя в качестве такового покупателя (80% акций) называли даже «Люфтганзу». Фирма солидная, опыт управления авиаперевозками огромный, сделку можно было бы считать успешной. Но как всегда при купле-продаже возникает вопрос о цене. Дело в том, что накопленные нашей авиагордостью убытки за прошлые годы — 685,9 млн евро, а основной капитал — всего 596 млн евро. Тут, чтобы разобраться с балансом, не надо быть аудитором международного уровня, достаточно произвести вычитание столбиком…
Как там правительство в лице министра сообщения Каспара Бришкенса будет продавать акции компании с «капиталом» в минус 47,9 млн евро за 300 млн евро, я не знаю. Такой «люфт» даже для «Люфтганзы», если вдуматься, ни к чему, особенно в нынешней ситуации. Вот и президент государства этой темой проникся и упрекнул министра в неправильной… коммуникации с обществом. После чего наш весьма популярный президент неожиданно подвергся критике, особенно со стороны бизнеса, мол, говорить надо не о каком-то там «коммуницировании», а об убытках.
Вот тут я бы хотел вставить свое робкое слово в защиту президента. Он ведь о чем сказать-то хотел? О том, что говорить с народом надо на простом, понятном ему, народу, языке. А не на этом птичьем, пересыпанном бессмысленными терминами из леттиш-инглиш чиновничьем жаргоне. Хотел президент сказать, но попроще выразиться не смог — тут ведь с кем поведешься, того и наберешься…
А вот если говорить по поводу убытков (ну, не виновных же искать, в самом деле…), почему-то никто не обратил внимания на такие факты. Вот, смотрите: airBaltic — плохое управление, миллионы непонятно куда, убытки, скандал; Rail Balticа — плохое управление, миллионы непонятно куда, убытки, скандал. Неужели никто не видит никакой связи? Тогда подсказываю — еще Banka Baltija был. Вспомнили, да?.. Там много еще чего было по мелочи, но и этих примеров, на мой взгляд, достаточно, чтобы заподозрить в слове на букву «В» что-то негативно-мистическое. Ну, не могут же на самом деле столько уважаемых людей раз за разом вот это вот всё…
Срочно нужно произвести не только санацию и оптимизацию коммуникации, но и этот, как его, а, вот — ребрендинг!..
Добавить комментарий