О пользе «уроков непослушания»

Честно говоря, я довольно скептически относился к так называемым «забастовкам» и прочим «акциям протеста» нашей трудовой интеллигенции, организуемым их как бы «независимыми профсоюзами». Основания для скепсиса, согласитесь, были: приезжали в столицу учителя или медсестры, собирались перед Сеймом с плакатиками, немного и не очень громко кричали свои жалобы, иногда пели песни… Потом расходились, а профсоюзное руководство бодро рапортовало, что цель достигнута и теперь всё будет хорошо. А через некоторое время выяснялось, что всё по-прежнему не очень хорошо и вроде бы надо, как в той старой поговорке про мочало, «начинать сначала».

Но на этот раз всё пошло как-то не так. Не так, как обычно. Лидеры профсоюза проявили несговорчивость, несмотря на достижение соглашения с министерством по основным вопросам, забастовку отменять не стали, да и сама акция, начавшаяся с шествия по улицам Риги, получилась весьма внушительной. А тут еще эти синие жилеты (тонкий намек на французские бунты желтых жилетов?..) и медики, хотя и не объявлявшие забастовку, но присоединившиеся к акции. У нас ведь как бывало: чтобы добавить учителям, отнимали у медиков (или наоборот), премьер однажды об этом высказался вполне откровенно, и до сих пор и те, и другие протестующие это проглатывали. И вдруг — совместное шествие. Неужели дозрели до акций солидарности? При этом хотят не только денег, но еще и уважения от правительства!
Не будем предаваться излишнему оптимизму — вопросы оплаты труда, пресловутых «часов» («контактные часы», базовый критерий в начислении учительских зарплат) у забастовщиков всё же основные. Так, в общем-то, и должно быть, требования по зарплатам — это одна из основных функций профсоюза. Да и для работника тоже, какими бы высокими мотивами они ни руководствовались в своей профессии. Есть забавный анекдот на эту тему. Возвращается учительница домой после первого в учебном году педсовета. Педсовет был бурный, закончился очень поздно, уже темно. В переулке ее останавливают грабители и требуют деньги, телефон, кольца-сережки. Испуганная женщина всё безропотно отдает. И тут один из грабителей говорит другому — «Часы у нее забери». После этих слов наша педагог вдруг встрепенулась и с криком «Часы я не отдам!» стала бить грабителей сумкой (а там, как водится, два комплекта тетрадей на проверку…). В общем, отпинала их как следует, забрала свои вещи и убежала…
Закончится ли столь же благополучно акция латвийских учителей, сказать трудно. Во всяком случае, дополнительных 4,2 млн евро они от правительства уже выбили. Финансирование будет использовано для повышения заработной платы и тех учителей, чья ставка заработной платы в настоящее время выше минимальной (до этого предполагалось повышать только минимальные ставки). 
Однако агентству LETA министр образования Анда Чакша уже в тот же день заявила о необходимости «упорядочивания сети школ», отметив, что в сельских школах самые низкие зарплаты учителей, худшие показатели успеваемости и высокий уровень насилия. Что довольно однозначно показывает, на чем правительство и Министерство образования собираются экономить и откуда будут брать деньги для обещанных повышений зарплат. Жизнерадостные улыбки госпожи министра и господина премьер-министра во время встречи с бастующими показывают, что у них достаточно оснований для оптимизма. В отличие от учителей небольших сельских школ, которых предполагается «упорядочить», отправив на биржу труда.
Хватит ли смелости и сочувствия их более успешным коллегам и принципиальности профсоюзу, чтобы  при этом «упорядочивании» проявить солидарность и активность такого же уровня, как 25 апреля в Риге, вот вопрос. 

26 апреля 2023
Голосов еще нет

Добавить комментарий

2 + 18 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.