И если бы мы могли принять и как минимум для себя признать, что:
Латвия — это дом для нас ВСЕХ, это наша земля и РОДИНА, другой у нас нет, мы ее уважаем и любим (не ставя знак равенства между ГОСУДАРСТВОМ и ПРАВИТЕЛЬСТВОМ);
в своем повседневном общении мы можем быть как можно более простыми и терпимыми, сразу не ища необходимости идентифицироваться по этнической, религиозной или какой-то другой специфической разделяющей принадлежности, а находим хоть пару бытовых вещей, которые нас объединяют, делимся ими, не претендуя на ту правильную и единственную истину;
воспитывая своих детей, хотим и можем создать положительный собственный пример как на работе, так и дома, в разговорах «на кухне» в кругу родных и друзей, а также среди молодежи, создавая веру и уверенность, что мы все вместе — в одной «лодке» и в хорошие, и не столь хорошие моменты;
возможно, тогда многие очень серьезные темы со временем уладятся сами собой, и нам не нужно будет так отчаянно бороться за вопросы, которые кажутся сами собой разумеющимися, легко и быстро решаемыми в упорядоченном обществе. Чтобы это произошло, потребовалось бы намного более активное вовлечение общества в решение вопросов.
В качестве примера приведу уже долгое время «поднимаемый» вопрос о преобразовании Резекненских 5-й и 6-й средних школ в основные. Несмотря на достигнутое в учебе и внеклассной работе качество образования, письма и мнения родителей, резонанс в обществе, решение было принято. И здесь я, как один из принимавших решение, мог только в бессилии смотреть, насколько прагматична арифметика голосования… Но могло быть и иначе. Предлагалось несколько вариантов, в том числе в северном микрорайоне города создать одну сильную среднюю школу, где содержание было бы «под одной шапкой», а форма — раздельной, оставив на исторических местах. Для этого было нужно лишь желание политического руководства самоуправления и исполнительной власти отрасли углубиться, подойти к решению вопроса более творчески, пытаясь найти нестандартное решение. Возможно, если бы родители учеников 6-й школы и трудовой коллектив были активнее, результат был бы другим. Почему привел именно этот пример? По моему мнению, он лучше всего характеризует ситуацию, когда в контексте событий последнего времени многие русские люди чувствуют себя растерянными, может быть, даже испуганными за сохранение своей идентичности — язык, традиции, знание жизни, поэтому, используя любые инструменты, стараются за это бороться. Но здесь приходится признать, что и латышам упомянутые чувства не чужды.
На заданный Валерием Шиндлером вопрос «Где ты, Латвия?» хочу ответить, что она, конечно, в каждом из нас. И только тогда, когда каждый, находясь на своем месте: политик — принимая решения, учитель — обучая детей в школе, предприниматель — создавая продукты и оказывая услуги, работник — выполняя свою повседневную работу, это будет делать честно и осознанно, четко понимая роль каждого и важность в достижении цели, будет и результат.
И, КОНЕЧНО, ВСЕМ НАМ — ОБЩЕСТВУ, ПРИНИМАЮЩИМ И ИСПОЛНЯЮЩИМ РЕШЕНИЯ — ВНАЧАЛЕ НУЖНО ВМЕСТЕ ДОГОВОРИТЬСЯ О ДОСТИГАЕМОЙ ЦЕЛИ, О РЕЗУЛЬТАТЕ.
В ответ на статью Валерия Шиндлера «Где ты, Латвия?»
80-е годы ХХ века. СССР. Ситуация в экономике, народном хозяйстве и геополитическая ситуация абсолютно отличаются от наших дней. У меня как латыша это время больше ассоциируется не столько с языком, на котором говорили, — латышском или русском, так как одинаково хорошо владел и сейчас владею обоими. Тогда это казалось само собой разумеющимся. Самые большие отличия уже тогда видел (или чувствовал) в том выраженно контрастном восприятии, как разным людям хотелось бы работать, зарабатывать и жить — строго по плану, как это было установлено для советского человека, или каждому в соответствии со своими пожеланиями, возможностями, вложенным трудом и временем, как это принято в западном обществе (рыночной экономике — капитализме). Не могу утверждать, что именно это обстоятельство уже в ранней молодости отнесло меня к какой-то из групп — они (русские) и мы (латыши), но бесспорно, влияние у этого было. На этот раз не хочу углубляться в причины вышеупомянутого — в историю, традиции, родословные, индивидуальные жизненные истории, но хочу немного наметить те вещи, которые, по моему мнению, мы можем сейчас совместно сделать, чтобы жизнь в Резекне и Латвии стала лучше и приятнее для нас ВСЕХ.
Добавить комментарий